Сероед Сергей
by on September 17, 2017
97 views
Жил да был на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя...
Ещё жива была в народе память о кейсе на стремянке, когда решил я ковать железо, пока кобыле легче, и выудить из той фоточге максимум полезного про матчасть.
Итак, на самолёте дефектило по отбору воздуха от двигателя.
Воздух штатно отбирается от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени - на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее он проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность... - да ну нафиг.
Но, на наше счастье, бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали...
А нам доверили сделать контрольный в голову - заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.
Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:
b2ap3_thumbnail_0_1673fa_2f6639d_orig.jpg
Там же приготовить кейс с исправным блоком:
b2ap3_thumbnail_0_1673fc_dcaf9f9c_orig.jpg
Как известно, бегущий по перрону техник вызывает у пассажиров панику.
Поэтому не спеша подымаемся в кабину и выдёргиваем требуемые АЗСы по питанию системы.
b2ap3_thumbnail_0_16740c_26cb57b6_orig.jpg
Так как убегающий по трапу техник вызывает панику уже у экипажа, то не спеша спускаемся к стремянке, и готовим к замене всё стадо блок.
b2ap3_thumbnail_0_1673fe_d0fc7d18_orig.jpg
Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы специально обученным скотчем.
Открываем лючок тех. отсека и лезем туда передним концом тела (это куда есть).
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наша сегодняшняя жертва
b2ap3_thumbnail_0_167400_f24cae12_orig.jpg
(посредине)
Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.
b2ap3_thumbnail_0_16740a_2423a766_orig.jpg
Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.
b2ap3_thumbnail_0_167402_c31d9582_orig.jpg
Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.
b2ap3_thumbnail_0_167404_577a997a_orig.jpg
На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.
Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.
b2ap3_thumbnail_0_167406_ec41e031_orig.jpg
Осматриваем разъёмы.
b2ap3_thumbnail_0_167407_330ae39e_orig.jpg
Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,
b2ap3_thumbnail_0_167409_6052557b_orig.jpg
накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.
Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине - заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus - это не боинговская банальщина "два прихлопа, три притопа" о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер - то есть, сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.
b2ap3_thumbnail_0_167413_7fcff163_orig.jpg
И при том меняются такие кнопки достаточно просто.
Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.
b2ap3_thumbnail_0_16740d_b7331d6c_orig.jpg
Это можно, при известной неряшливости, сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Или тупо воспользоваться специальным пинцетом :)
b2ap3_thumbnail_0_16b1e3_ca630fb7_orig.gif
(вроде такого)
Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:
b2ap3_thumbnail_0_16740e_34e7e3cd_orig.jpg
шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.
Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.
b2ap3_thumbnail_0_16740f_7ff7fff6_orig.jpg
Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(тут надо употребить, потому что и кнопочка эта - всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.
С заднего торца кнопки имеем простые контакты,
b2ap3_thumbnail_0_167410_c821eede_orig.jpg
говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.
Как же она удерживается на своём месте?
Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко - надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.
b2ap3_thumbnail_0_167417_19949f31_orig.jpg
Регуляторы и кнопки.
b2ap3_thumbnail_0_167416_bcf726bd_orig.jpg
А вот и искомая:
b2ap3_thumbnail_0_167414_c3723cc2_orig.jpg
Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.
Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:
b2ap3_thumbnail_0_167411_fd2a3798_orig.jpg
Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.
b2ap3_thumbnail_0_167412_b2049784_orig.jpg
И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки - для него.
Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.
Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке - вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.
Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем всему стаду выдернутые АЗСы.
b2ap3_thumbnail_0_167419_56a16203_orig.jpg
Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.
Такие вот хитрые кнопки :)
b2ap3_thumbnail_0_16741a_9d9dfc45_orig.jpg
А вы что думали - пришёл на работку, да и херачь себе молотком налево-направо? :)
Post in: Business